Родительный падеж / Dopełniacz

dopełniaczСледующим падежом, с которым мы познакомимся, будет родительный. Он немного сложнее рассмотренных нами ранее творительного и винительного, я бы даже сказал коварнее, но от этого коварства он только интереснее. Здесь, помимо знания окончаний, функций и предлогов родительного падежа, Вам не обойтись без языковой интуиции, или как это еще называют — «языкового чутья».

Родительный падеж (Dopełniacz) — это второй падеж польской системы склонения. Отвечает на вопросы kogo? (кого?) и czego? (чего?). Так же, как и в винительном, в родительном падеже присутствует категория одушевленности.

Родительный падеж существительных

В единственном числе имеет следующие окончания:

rodzaj końcówka przykład
r.m. одуш. + неодуш. -a kota, pana, profesora, zegara, talerza
неодуш. -u lasu, stołu, cukru, długopisu
r.n. -a piwa, dziecka, jajka
r.ż. -y kobiety, nocy, mamy
после мягких и после k, g -i radości, studentki, Rosji, historii
  • To jest prezent dla mojej córki. - Это подарок для моей дочки.
  • Życzę ci zdrowia, szczęścia i miłości. — Желаю тебе здоровья, счастья и любви. 

Обратите внимание!Возникает вопрос — в каком же все-таки случае  в мужском роде будет окончание -a, а в каком -u. Итак, давай разберемся.

Окончание -a в родительном падеже имеют существительные мужского рода, означающие:

  • месяцы — lipca, sierpnia, listopada;
  • инструменты, приспособления, посуду — komputera, kubka, zegara, ołówka;
  • части тела — palca, nosa;
  • польские города — Lublina, Krakowa + Paryża, Berlina; Kijowa, Mińska (города, входившие в состав Речи Посполитой) и Sankt Petersburga;
  • слова с суффиксами -ak, -nik и уменьшительно-ласкательные, оканчивающиеся на -ek, -ik/-yk — strażaka, ziemniaka, stolika, kotka, korka. 

Окончание -u в родительном падеже имеют существительные мужского рода, означающие:

  • абстрактная лексика — smaku, snu;
  • собирательные понятия — lasu, tłumu;
  • неисчисляемые предметы — cukru, piasku;
  • заимствованные слова — autobusu, baru, pubu;
  • не польские города — Londynu, Pekinu;
  • слова с окончаниями -ek, -izm/-yzm — rachunku, piątku, komunizmu.

Множественное число:

rodzaj końcówka przykład
r.m. -ów kotów, profesorów, zeszytów
после мягких согласных (l, ś, ć, ń, ź, dź, j) -i gości, koni, właścicieli, pokoi, uczni
после ż, c, rz, sz, cz, dż -y malarzy, lekarzy, węży
r.n. piw, jajek, krzeseł
r.ż. dziewczyn, kobiet, map, gazet
после мягких согласных (l, ś, ć, ń, ź, dź, j) -i pieśni, kości, kawiarni
после ż, c, rz, sz, cz, dż -y myszy, podróży, nocy, rzeczy

Стоит отметить, что слова мужского рода на -a во множественном числе родительного падежа имеют окончание -ów.

  • programista — programistów
  • bandyta - bandytów
  • patriota — patriotów
  • artysta — artystów
  • WYJĄTEK: mężczyzna — mężczyzn

Родительный падеж прилагательных

Окончания прилагательных очень просты — во множественном числе не зависят от лично-мужской формы.
Единственное число:

rodzaj końcówka przykład
r.m. + r.n. -ego małego, wysokiego, nowego
r.ż. -ej małej, wysokiej, nowej

dopełniacz Во множественном числе все рода имеют одинаковое окончание  -ych/-ich — małych, wysokich, nowych.

Составим несколько примеров. Для тренировки рекомендую Вам передать следующие предложения из единственного числа во множественное и наоборот. 🙂

  • To jest lalka mojej małej córki.
  • Na tej ulicy jest dom starego lekarza.
  • Nie pamiętam już tych długich podróży.

Функции родительного падежа в предложении

В предложении родительный падеж выполняет несколько функций.

 Отрицание винительного падежа

В польском языке при отрицании прямого дополнения, то есть винительного падежа без предлогов, падеж меняется на родительный.

  • Mam kolorowy zeszyt. — Nie mam kolorowego zeszytu.
  • Marek zna te kobiety. — Marek nie zna tych kobiet.
  • Bardzo lubię sok pomarańczowy. — Nie lubię soku pomarańczowego.

Отрицание при глаголе być

Если глагол być употреблен в значении «быть, находиться», то для отрицания используется следующая конструкция:

  • Настоящее время: Kasia jest w pokoju. — Nie ma Kasi w pokoju. Вместо глаголы być при отрицании используется форма nie ma (дословно — не имеется). И, как Вы увидели, подлежащее в именительном падеже из первого предложения при отрицании стало прямым дополнением в родительном падеже.
  • Прошедшее время: Ołówek był na stole. — Nie było ołówka na stole.
  • Будущее время: Książki będą w szafie. — Nie będzie książek w szafie. 

Принадлежность

dopełniaczРодительный падеж также обозначает принадлежность предметов и явления, то есть отвечает на вопрос чей?(czyj?), чья?(czyja?), чье?(czyje?) и чьи? (m.os. — czyi? / niem.os. —  czyje?). Часто используется в названиях улиц и площадей — aleja Jana Pawła Drugiego, ulica Adama Mickiewicza. Пример:

  • To jest torebka mojej mamy.
  • To jest samochód tamtego pana.
  • To jest film Andzieja Wajdy. 

Количество

С помощью родительного падежа обозначается количество. Например:

  • dużo radości
  • mało miłości
  • kilka jabłek
  • parę książek
  • butelka wody
  • torebka soli

Предлоги родительного падежа

С родительным падежом употребляются следующие предлоги:

  • bez — без. Piję kawę bez cukru.
  • dla - для. Jacek robi wszystko dla swojej rodziny.
  • od —  от. Lotnisko jest nieczynne od tygodnia. To są koła od samochodu. 
  • do —  до. Musimy iść do tego budynku.
  • koło (obok) —  около. Andziej czeka na nas obok kasy.
  • z/ze —  из/с/со. Kiedy idę z pracy, zawsze coś kupuję.
  • u —  у. Byłem wczoraj u babci.
  • podczas (w czasie) —  в течение. W czasie spektaklu nie wolno rozmawiać. 
  • oprócz —  кроме. Jem wszystko oprócz cebuli.
  • naprzeciwko —  напротив. Ten pomnik jest naprzeciwko małego parku.
  • wśród —  среди. Zgubiłem się wśród tłumu.
  • z powodu —  по причине. Z powodu choroby nie chodzę do pracy.

Напоследок выделим несколько глаголов, которые имеют управление только в родительном падеже.

  • życzyć
  • szukać
  • uczyć (się)
  • słuchać
  • zapominać
  • potrzebować
  • bać się

Это список наиболее употребимых глаголов. Сейчас  мы составим несколько примеров, а с оставшимися примерами рекомендую составить примеры самостоятельно.

  • Życzę zdrowia, szczęścia i radości.
  • Bardzo lubię słuchać muzyki klasycznej.
  • Nie boję się ciężkiej pracy.

А теперь Ваша очередь 🙂

dopełniacz

 

Увидели ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Ликвидация ошибок

18 комментариев. Оставить комментарий
  1. Дмитрий

    Прекрасный справочник по грамматике! Учу польский язык по учебнику Мочаловой «Польский с нуля» — учебник очень хороший, материал в нем излагается последовательно, с плавным увеличением сложности. Но порой нужен именно такой справочник по грамматике, чтобы «структурировать», систематизировать знания. Большое Вам спасибо за материал! С нетерпением жду продолжения!

  2. Алена

    Олег, спасибо за Вашу работу, особенно за подборку польских фильмов, но разве -ik, -ak окончания? С точки зрения грамматики это суффиксы, кажется.

    • Здравствуйте, Алена. Спасибо за добрые слова. Грамматические уроки составляет преподаватель, а не я 🙂 Попрошу его ответить на Ваш комментарий.

    • Макс Романенко

      Здравствуйте, Алена. Спасибо за замечание. Вы абсолютно правы — -ik, -ak — это суффиксы. Я так написал, чтобы было проще запомнить, в каком случае будет какое окончание, не вдаваясь в грамматические подробности. Исправим этот момент.

  3. Anna

    Добрый день, а мне может кто-нибудь помочь? 🙂 Вопрос касается существительных, обозначающих продукты питания. Какие-то из них имеют окончание -a (masła, sera, chleba), а какие-то — окончание -u (которое по идее и положено — soku, cukru). Может есть список таких слов или это (как принято говорить в таких случаях) — языковая традиция???

    Заранее всем спасибо за помощь:)

    • Я не преподаватель польского языка, но насколько я помню в этом случае нет никаких правил. Просто где-то окончание -a, а где-то -u.

    • Макс Романенко

      Здравствуйте, Анна. Вы верно заметили, это языковая традиция. Четких правил здесь, к сожалению, нет.

  4. Олег

    Прекрасный справочник по грамматике! Помогает систематизировать знания. Большое Вам спасибо за материал! Жду продолжения!

  5. Наталья

    Разве не długopisU? (Первая таблица)

    И не

    Jest nieczynne od tygodniA?

    • Макс Романенко

      Наталья, спасибо за Вашу внимательность! Исправим! Это еще раз подтверждает насколько этот падеж не регулируется правилами.

  6. Виталий

    Подскажите, пожалуйста, почему в примере с книжками меняется форма глагола «być»:

    «Książki będą w szafie. — Nie będzie książek w szafie»

    Ведь в обеих случаях «книжки» во множественном числе, а во множественном числе слово «być» — это «będą»?

  7. Oleksandra

    To jest lalka mojej małej córki. — To jest lalky moich córek.

    Na tej ulicy jest dom starego lekarza. — Na tych ulicach są domy stary lekarze.

    Nie pamiętam już tych długich podróży. Nie pamiętać już tych długich podruży.

  8. Oleksandra

    szukam oferty pracy

    uczę języka polskiego

    słucham pięsnie ludowych

    zapamiętać słowa polskiego

    potrzebuję nauczyciel konsultacja/ muszę skonsultować się z nauczycielem

    boję się samotność

  9. Филипп

    Если после мягкого ń в родительном падеже множественного числа пишется буквы i, тогда почему все таки uczniów, a nie uczni?

  10. Дмитрий

    Добрый день.

    В разных книгах встречал разные варианты написания слова zeszyt в родительном падеже. Подскажите пожалуйста, как правильно zeszyta albo zeszytu ?

  11. Дмитрий

    Не много не понятно. Слово в dziecko (r.n.) — dopełniacz L.M. (род падеж. мн. число) будет наверно dzieci (?) а в табличке стоит отсутствие окончания.

    Спасибо за ответ.

    Дмитрий

  12. Саша

    Насколько я знаю, во множественном числе среднего рода слова на -um имеют окончание — ów. И еще, вроде бы, слова среднего рода, которые имеют 3 слога и больше и в ед. числе заканчиваются на -e, имеют окончание -у (если основа слова функц-мягкая), — i (если основа мягкая).

Ответить Олег Зубцов

Вы можете вводить польские буквы с клавиатуры, зажимая клавишу Alt.

Наверх
-->